КОНЦЕПТ «ЛЕС» В ПОЭЗИИ СКВОРЦОВА 1961 ГОДА

Лингвистика уже долгое время рассматривает язык как отражение, продуцирование культуры человека, его сознания, мыслей, психики. В языке народа сосредоточены его обычаи, традиции, особенности национального характера, история и верования.

Одним из центральных понятий современной лингвокультурологии является концепт, которому в тексте отводится роль важного ключевого слова, развивающего центральную идею текста. В концепте находит отражение взаимосвязь  и взаимодействие языка, сознания и культуры.

 Концепт, по утверждению Ю.С. Степанова,  – это сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее. Концепт –  «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово [5].

Часто в область концептосферы определенного языка и культуры входит понятие географического пространства, среды обитания человека (героя), в частности концептуальное поле растительный массив, частью которого является микрополе «лес». В ранней поэзии Константина Скворцова (1961 год) мы выделяем концепт «лес» как основополагающую составляющую целого стихотворного цикла. Опираясь на глубокое исследование концептосферы творчества К.Скворцова, проведенное Т.В. Соловьевой [6], мы ставим целью рассмотреть особенности выражения концепта «лес» в ранней лирике К. Скворцова, выявить художественно-изобразительные средства его реализации, концептуальные признаки и особенности словесного выражения.

Начальным этапом концептуального анализа в когнитивной лингвистике, как правило, является обращение к лексикографическим источникам, а именно, анализ словарных толкований значений слова (имени концепта) [2].

Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.Даля, лес – пространство покрытое, растущими и рослыми деревьями; небольшой лес, роща; срубленные и очищенные от сучьев и вершины (от кома) деревья, бревна.

Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет лес как множество деревьев, растущих на большом пространстве.

Согласно Толковому словарю русского языка Кузнецова, лес – 1. Множество дикорастущих деревьев, расположенных на большом пространстве; пространство, обильно поросшее деревьями. 2. Большое количество, множество (о возвышающихся предметах). 3. Срубленные деревья как строительный и промышленный материал; брёвна. 4. Тёмный лес для кого. О чём-л. совершенно непонятном или незнакомом. [4]

Концепт и значение слова как «концепт, схваченный знаком» [3] соотносимы в смысле выделяемых признаков, поэтому целью анализа словарных дефиниций на начальном этапе является установление ядерной и периферийной зоны содержания концепта.

Ядерная зона концепта лес содержит основные понятия растущие деревья, сучья, бревна. Именно это ядро мы находим в лирике поэта (http://skvortsovk.ru/) [1]:

Читаю лес, строкою новой; Где соловей-разбойник в роще; Всё кровоточат пламенные рощи; и рощи падали на землю; жердями густо пол устелен

Однако более распространены элементы переферийной зоны содержания концепта «лес». Прежде всего обращают на себя внимание следующие средства вербализации концепта «лес» в стихотворениях К. Скворцова 1961 года:

 — видовые категории деревьев: тайга опять зовет, звеня… прямые сосны вкруг меня; хвоей  спрятанные строки; Скрипит в болоте сухостой; Вокруг туман черёмух белых, Ив серебристых круговерть; И тополей зелёные ладони; Сосновый дух; Через тайгу ты долго шла ко мне; только кедры страдают бессонницей;

— части дерева: беру под корень топором; В три слоя крытые корой; слова, пропахшие смолой; Свистел под кроной золотой; И птицы, что кричат на ветках строк; как стебель, кольца годовые слоили эры; и первым градом лист секло; по первым веткам, первым листьям; так весна начинается с почки; Все в движенье: мысли, листья, птицы, ветер;

— обитатели лесов: А он стоит без птиц, без белок; летит встревоженный глухарь; Скрипи над Обью птиц паром; В горячем небе – диких голубят; бросались птицы на рога; Стучал кузнечик из последних сил; ты долго шла ко мне, пугая белок; Все в движенье: мысли, листья, птицы, ветер; развернулась стрелка птиц на юг; Ему, наверно, снятся тропы, стада оленей, облака; И старый глобус мокрой цаплей уснул на тоненькой ноге.

Образность и выразительность языка К. Скворцова рождается на основе использования составляющих концептосферы «лес»:

— метафоры: И птицы, что кричат на ветках строк – ветка как часть дерева становится частью структуры стихотворения; хвоей  спрятанные строки – хвоя как листва дерева способна скрыть смысл слова; чёрточкою над «и» кратким летит встревоженный глухарь – глухарь как обитатель леса становится частью буквы; строки беру под корень топором – корень как часть дерева становится основание стихотворных строк; слова, пропахшие смолой – смола как сок дерева пропитывает слова поэта. Таким образом, дерево как ядро концептосферы «лес» становится продуктивным образом, помогающим поэту донести свой замысел до читателя;

— эпитеты: cосновый дух; туман черёмух белых; ив серебристых; тяжёлый колос; под кроной золотой;

— олицетворения: тополей зелёные ладони; только кедры страдают бессонницей. Деревья в поэзии К. Скворцова обретают части тела, становятся способны испытывать человеческие недуги;

— сравнение: и старый глобус мокрой цаплей уснул на тоненькой ноге – неодушевленный предмет (глобус) сравнивается с цаплей как представительницей животного мира, мира лесов и степей.

Даже предметы, используемые в лесу и для ориентира в географическом пространстве, помогают погрузить читателя в атмосферу леса: компас (Компас осени степей просторы обрамил), глобус (И старый глобус мокрой цаплей уснул на тоненькой ноге), две палатки (Начинается город с доски, забиваемой мною в пески, двух палаток, просаленной бочки), топор (строки беру под корень топором).

Таким образом, концепт «лес» в ранней лирике К. Скворцова реализует не только ядерную зону, напрямую связанную с лексическим значением понятия, но и переферийную зону, которая выступает разнообразными лексемами, косвенно связанными с ядром, но рождающими целую концептосферу, позволяющую автору более точно и образно донести свои мысли до читателя. Концептуальный подход к исследованию поэзии К. Скворцова позволяет выявить новые и интересные аспекты его лирики.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Официальный сайт писателя, поэта, драматурга Константина Васильевича Скворцова. Поэзия 1961 год / Электронный ресурс: http://skvortsovk.ru/
  2. Болдырев, Н.Н. Концепт и значение слова / Н.Н. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И. А. Стернина. –  ВГУ, 2001.
  3. Кубрякова, Е.С. Концепт / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г. и др. // Краткий словарь когнитивных терминов.  – М.: Изд-во МГУ, 1996.
  4. Словари и энциклопедии / Электронный ресурс: https://gufo.me/
  5. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. — М.: Академический проект, 2004, с. 42-67.
  6. Соловьева, Т.В.  Концепт «Любовь» и его лингвистическая репрезентация в лингвокультурном аспекте: дис. канд. фил. наук / Т.В. Соловьева. – Челябинск, 2009 – 172 с.