Автор: Е. Е. Жеребцова, канд.филол.наук, Челябинский госуниверситет

В 2010 году в московском издательстве «Ихтиос» вышел пятитомник избранных произведений поэта-драматурга К. Скворцова. В пятую книгу вошли его стихотворения, точно и ёмко названные лирическим дневником . Одна из проникновенных страничек этого дневника – цикл «Письмо в песочный город». В него вошли стихотворения, написанные К. Скворцовым в 1964 – 1966 годах. Примечательно название цикла: установка на воспоминания лирического героя создаётся с помощью трогательного детского образа, вбирающего в своё значение и память о детстве, и детские мечты и грёзы.

Действительно, мотив памяти и воспоминаний становится одним из ключевых в стихотворениях цикла и проявляется лексически. Например, в стихотворении «Вспоминаем – головы аж кружит…» каждая строфа (всего их три) начинается с глаголов вспоминаем и вспоминаю, употреблённых, что важно, в настоящем времени. Такое анафористическое начало строф позволяет понять значимость категории времени для лирического героя. Он, живущий в напряжённом настоящем, постоянно обращается к прошлому как источнику своего формирования.

Неслучайно «отзвуками» прошлого наполняются многие стихотворные тексты: «как тогда» (с.43) («Письмо в песочный город»), «отец когда-то баловал» (с.48) («Меня забавными вещами…»). Важно, что память является для лирического героя мостом между прошлым и настоящим, помогая осознать себя «тогда» и «теперь». Ёмкая метафора – «и память морем разыгралась» (с. 46) — в стихотворении «Парус» становится отражением стихийности памяти, её значимости для человека, неразрывно связанного с прошлым.

Эту связь К. Скворцов подчёркивает постоянно. Например, с помощью образа письма в одном из программных стихотворений цикла («Письмо в песочный город»). Письмо как посредник между настоящим и прошлым, письмо как средство диалога между лирическим героем и героиней – именно эти значения образа усиливает поэт и трогательным обращением в начале текста («Здравствуй, девочка! / Здравствуй, гордая! / Здравствуй / В тысячу первый раз!» (с.43), и щемящим риторическим вопросом в конце («Слышишь, девочка, / Слышишь, гордая?» (с.43). Однако не менее важным становится понимание письма как средства самопознания лирического героя. Он, всегда помнящий о прошлом, романтически сознаёт свою связь/разорванность с «песочным городом»:

Я ведь тоже из этого города.
Позови!
И в конце:
Я уехал из этого города
Навсегда (с. 43).

И это осознание невозвратимости времени придаёт мотиву памяти драматичное звучание, рождая мысль поэта о прошлом как о недостижимой мечте. Такой недостижимой мечтой становится для лирического героя детство.

Мотив детства, безусловно, объединяет многие стихотворения цикла «Письмо в песочный город» («В детстве дальнем…», «Парус», «Меня забавными вещами…», «Кит», «Медвежонок», «Шкатулка», «Ящерка» и др.). В некоторых из них возникает мотив утраты, потери детства. Горько звучат признания лирического героя: «Да ключик в детстве потерял» (с.48), «Фиолетовые башмачки / Ты же Золушкой здесь потеряла» (с.54), «И я на палочке / Детство пыльное пересёк» (с.72). Но чем тяжелее утрата, тем более светлые чувства вызывает она.

Так, с детством связаны воспоминания лирического героя о близких: матери, отце, деде, сестре. Поэт не создаёт детализированные образы: ему достаточно нескольких штрихов, чтобы передать, например, трогательную заботу матери («В детстве дальнем…») или заводной характер деда («Шкатулка»). Однако главное в этих стихотворениях – рефлексия лирического героя, его размышления о мечте, о её претворении в жизнь.

Неслучайно мир детства поэт рисует яркими красками: «на синем ученическом листе» (с.49), «у заросшего мхом зелёного пня» (с.51), «синий с белым, как ранняя прорубь» (с.52), «где-то ты в голубые снега» (с.54), «в зелёной россыпи камней / над красными лесами» (с.56). Нарядный и праздничный, этот мир создаётся с помощью фольклорных традиций. Ящерка и поиск клада, серый волк и волшебный клубок, сестрица и волшебная вода – эти и другие фольклорные образы и мотивы помогают обозначить идею становления лирического героя, находящего в дороге, а значит, в поиске:

Задумчив лес мой и глубок.
В дремучих дебрях по старинке
Волшебный катится клубок
По чёрной узенькой тропинке (с. 57).

Причём этот поиск труден, полон препятствий и огромного желания преодолеть их. Это преодоление делает образ лирического героя необыкновенно динамичным: он — в постоянном движении. Его романтичные устремления направлены на реализацию мечты.
Так в стихотворный цикл органично входит ещё один мотив – мотив мечты. Мечта лирического героя К.Скворцова велика и грандиозна: «И мечты нам достались на вырост» (с.44). Она определяет судьбу человека: «Но увела меня мечта…» (с.60). Она, как парус, стремится вперёд: «А ветер бьёт в бумажный парус!» (с.46). Она, как воздушный змей, рвётся вверх: «Я запускал навстречу ветру / Большого змея в облака» (с.63). Она связана с миром творчества. Например, образы уральских камней и ящерки как хранительницы подземных богатств подчёркивают мечту постичь тайну искусства:

И краски для моих стихов
Она в горе открыла,
Но тайны каменных цветов
Тогда мне не открыла.

(«Ящерка»)

Мечта определяет весь облик лирического героя: его жажду полёта, его стремление к неизведанному, его смелость и романтичность, его умение идти наперекор всему:

И потому в глухом бору,
Где не бывали люди,
Я руку протянул к перу
И поднял.
Будь что будет!

(«Перо»)

Мечта немыслима для героя без любви. Конечно, есть у К.Скворцова стихотворения, в которых звучат драматичные мысли о разочаровании в любви («Медвежонок»), о потере возлюбленной («С гулящей музою в разладе…»). Но не они определяют концепцию любви у поэта. Важнее другое. Взаимодействуя с мотивом памяти, мотив любви реализуется во многих стихотворениях, где присутствуют два временных пласта – прошлое и настоящее. В начале одного стихотворного текста читаем:

Вспоминаем –
Головы аж кружит,
Как любили мы одну и ту же…
И в последней строфе:
Вспоминаю –
Голову аж кружит:
Ты другую любишь,
Я – всё ту же… (с. 45)

Безусловно, невозможно здесь говорить о резком противопоставлении времён. Наоборот, состояние лирического героя «тогда» и «теперь» одинаково, за счёт чего происходит слияние времён и рождается идея верности, преданности в любви. Эта идея реализуется и в стихотворении «Ищи!», в котором также преодолевается временная дистанция силой любви и преданности лирического героя. Эта идея реализуется в «Голубе», где поэт, переосмысливая фольклорный образ (бумажный голубь), делает его олицетворением верности, любви на всю жизнь:

Я много лет его храню,
И, крылья теребя,
Читаю на одном: «люблю»
И на другом – «тебя» (с.61).

Преданность в любви осознаётся лирическим героем как его судьба. Таким образом, обозначается ещё один важнейший мотив цикла «Письмо в песочный город» – мотив судьбы. Интересен образ, найденный поэтом для воплощения мотива, — образ круга. Олицетворение полноты жизни и повторяемости происходящего, круг становится знаком судьбы лирического героя. Например, во многих стихотворениях цикла присутствует лексика, так или иначе связанная с данным образом: «в своём кругу поэты…» (с.42), «головы аж кружит» (с.45), «закружились девчата» (с.76), «лихая круговерть» (с.81), «нимб» (с.81), «по кругу он стремится» (с.82), «завиваясь по кольцу» (с.82). Размышлять о мотиве судьбы-круга позволяет и кольцевая композиция стихотворений «В саду в тени белёных хат», «Высота», «Ищи!», «Вспоминаем – головы аж кружит…», «Парус». Наконец, композицию всего цикла также можно назвать кольцевой. В первом стихотворении «Познав не раз паденья и почёт» лирический герой, находясь в кругу поэтов, размышляет о поэтической судьбе с точки зрения вечности:

К утру все счёты были сведены:
Стал гением один,
Другой – задолжником.

…И грустно улыбалась со стены
Картина
Неизвестного художника. (с.42)

В последнем стихотворении («Приветствую смертельный риск…») удачно найденный образ циркача-мотоциклиста помогает осмыслить человеческую судьбу лирического героя. Судьбу грешную, бунтарскую, стремительную, движущуюся по кругу. Не мыслимую без памяти, детства, полёта, мечты и любви:

По кругу движется судьба,
Любовью первой замыкаясь (с.82).

Таким образом, в цикле «Письмо в песочный город» мы видим пересечение и взаимодействие нескольких мотивов: мотива памяти, детства, мечты, любви, судьбы. Все вместе они помогают раскрыть образ лирического героя, осознающего себя в прошлом и настоящем, и осмыслить важные ценности, определяющие судьбу поэта-романтика.