Т.В. Соловьёва, г. Челябинск

(на материале творчества Константина Скворцова)

Объектом анализа в статье является концепт «Любовь» как элемент индивидуальной картины мира поэта Константина Скворцова, его художественно-образное содержание и смысловые составляющие (концептуальные признаки), изучение особенностей словесного воплощения концепта «любовь» в индивидуально-авторском стиле поэта, а также рассмотрение теоретических вопросов, связанных с понятием «лексико-семантическое поле в системе идиостиля».

Ключевые слова: концепт, лексико-семантическое поле, идиостиль, концептуальный анализ текста, языковые средства, языковая картина мира.

В современном отечественном языкознании описанию отдельных концептов уделяется большое внимание. Термин «концепт» в последние десятилетия ХХ века и в начале ХХ1 века широко используется в лингвистической литературе и является одним из ключевых понятий современной лингвистики.

Художественный концепт – это определенная мыслительная сущность, формирующаяся в сознании писателя на основе его опыта, представлений о действительности, пережитых чувств, художественных образов, которые репрезентированы различными языковыми средствами [1, с.10].

Художественный текст вовлечен в концептуальные исследования, т.к. целью концептуального анализа является установление смыслов, «которые подведены под один знак и предопределяют бытие знака как известной когнитивной структуры» [2, с.85].

Концептуальный анализ текста – особый вид исследования, целью которого является рассмотрение способов репрезентации концептов в художественном тексте.

Основным репрезентантом концепта в тексте является слово, которое, как верно замечает Л.Н.Чурилина [3, с.12], «может рассматриваться как ключевое слово текста, или слово-тема … развивающее некоторую идею».

Выбор ключевого слова производится по критериям, описанным Ю.Н. Карауловым [4, с.160], наиболее важными из которых можно считать семантическую емкость имени, т.е. способность слова вступать в ассоциативные связи с как можно большим количеством других слов (ассоциатов), а также смысловую значимость именуемого данным словом концепта. Применение данных критериев позволило нам выбрать ключевое слово любовь как имя концепта применительно к творчеству К. Скворцова.

Концепт «Любовь» является объектом ряда исследований: как культурологический концепт, «достояние русской духовной жизни» он представлен в словаре Ю.С.Степанова [5; с.57]; в работе В.Н.Топорова [6; с.5] он проанализирован на основе «форм его проявления… в жизни писателя» (рассматриваются факты биографии и документальные свидетельства). Исследование концепта «любовь» как элемента индивидуальной картины мира, основанного на анализе художественного текста, особенностей его лексической организации, впервые было проведено Л.Н.Чурилиной [3, с.40-55].

При рассмотрении концепта «Любовь» мы опирались на лексикографическое толкование этого имени. Согласно утверждению Ю.Н.Караулова [4; с. 258] о том, что «словарные толкования, т.е. высказывания в правой части толкового словаря, представляют собой номинативные или номинализированные словосочетания, предположительно эквивалентные в семантическом отношении номинативному элементу (слову) в левой части», мы рассматриваем каждое отдельное слово объясняющей (правой) части в качестве самостоятельного семантического компонента значения толкуемого слова. В результате выявляется набор лексем, выполняющих при толковании значения слова любовь роль семантических компонентов, что открывает возможности реконструкции национального концепта как инвариантной части индивидуальных концептов.

Слово «любовь» представлено в современных словарях как совокупность трех основных значений.

1. Это чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, но готовности отдать свои силы общему делу [7, т.2, с.108].

1. Чувство склонности, привязанности к кому-либо, вытекающее из отношений близкого родства, дружбы, товарищества и т.п. [7, т. 2, с.108]

1. Внутренне влечение, внутренняя склонность, тяготение к чему-либо. [8, с.509]

1. Чувство глубокой привязанности к кому-, чему-либо. [9, с. 209].

2. Такое же чувство, основанное на половом влечении, отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством [7, т.2, с.108]. Тематически близкие слова: страсть, влечение, пристрастие, желание.

Во всех словарях на первое место ставится духовная связь, возникающая между субъектами чувства. Отдельные толкования пополнены за счет включения в них семантических компонентов «влечение», «тяготение», «пристрастие»:

3. Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь [7, т.2, с.108].

3. Внутреннее влечение, внутренняя склонность, тяготение к чему-либо [9, с.209].

В новых словарях чувственной стороне любви придается большее значение: «Любовь – чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола» [10, с.188].

Проведенный анализ лексикографических источников позволил выявить лексические единицы, репрезентирующие концепт «Любовь» в творчестве К. Скворцова [11].

Цель нашего исследования – выявление особенностей выражения концепта «Любовь» в творчестве К.Скворцова, определение его художественно-образного содержания и смысловых составляющих (концептуальных признаков), изучение особенностей словесного воплощения концепта «Любовь» в индивидуально-авторском стиле поэта, а также рассмотрение теоретических вопросов, связанных с понятием «лексико-семантическое поле в системе идиостиля». Вслед за Л.Н.Чурилиной [3, с. 17 – 26] мы интерпретируем понятие лексико-семантического поля в системе художественного идиостиля как текстовое преломление языковой картины мира поэта, а также как средство языковой репрезентации художественного концепта. Лексико-семантическое поле как элемент индивидуально-авторской языковой системы представляет собой эстетически значимую совокупность близких (семантически и ассоциативно) лексических единиц, отражающих в языке автора определенную понятийную сферу. Состав и организация лексико-семантических полей определяются языковой картиной мира, языковой личностью поэта или писателя и авторской модальностью.

Анализ функционирования ключевых слов любовь/любить в текстах К.Скворцова позволил выявить несколько смысловых планов, которые объединяют лексические единицы, связанные с экспликацией концепта «Любовь».

Основные смысловые планы слова «любовь» в поэзии К.Скворцова – 1) одухотворенное чувство, обращенное к Богу; 2) чувство горячей склонности к друзьям; 3) чувство горячей сердечной склонности, влечение к возлюбленной.

Любовь – чувство духовное, святое, обращенное к Богу. Вера в Бога, признание его силы формирует духовный мир человека, его высокие чувства: «Есть Бог, и есть Любовь.», «Господь награждал за Любовь!»

Смысловой план «чувство горячей склонности к друзьям» является одним из наиболее распространенных. В основе этого чувства находится осознание субъектами духовной близости. Для поэта дружба – понятие святое. К друзьям он обращается в минуты горестей и размышлений, поэт видит в них опору, что передано такими лексическими единицами, как друг надежный, друг мой, единственный друг, старый друг, друг за друга.

Любовь к друзьям представлена как чувство страдания от их потери. Гибель друга вызывает у поэта глубокие эмоции:

Словно волка матерого

Укротила праща…

До свидания скорого,

Друг, навеки прощай.

(посвящено Льву Головницкому).

Смысловой план «чувство горячей сердечной склонности, влечение к возлюбленной» является главным в лирике К.Скворцова. Оно предстает очень разнообразным в идиостиле К.Скворцова. В нем переданы самые разные стороны любви.

Любовь прежде всего предстает как чувство, приносящее радость. Причиной его возникновения может стать позитивная оценка, эмоциональная или этическая. В этой связи лексико-семантическое поле концепта «любовь» включает в себя единицы красота, радость, свет, чудо, восторг, вспышка, дорогая, прекрасный, милый, верный, любимый, спокойная, например: «Твой свет останется во мне, как солнце в кисти винограда».

Отличительной чертой концепта «любовь», по утверждению Ю.С.Степанова, является деятельный характер чувства, что приводит к образованию микрополя «отношение», составленного из глагольной лексики и отглагольных образований: думать, мечтать, вспоминать, благодарность, награда, награждать, стыдиться, уходящий («Господь награждал за Любовь!», «Вспоминаем головы аж кружит — как любили мы одну и ту же…»).

Любовь может стать источником как положительных, так и отрицательных переживаний, состояний, что выражается лексическими средствами, обладающими определенной модальностью: горький, жестокая, мучительная, отчаянный, смертный («Мне на смертные муки ниспослана наша любовь…», «Жестока безответная любовь. Ответная любовь еще жесточе!..»); счастье, блаженство, восторг, радость («Осталась вечность за спиной и только этот миг восторга); мука, страданье, горести, стенанья, ад За этот миг идём на муки, и вечный ад нас не страшит); болеть, маяться, мучиться, страшиться, грустить, молить, восхищаться («Как мне жить, а не маяться, как любить, не греша?…»); возвышенный, возвышенно, тайный, тайно («Я женщину любил возвышенно и тайно»); свет, чудо Твой свет останется во мне, как солнце в кисти винограда»).

Иногда положительные и отрицательные эмоции сливаются воедино: «Горьким мигом Любви насладиться…», «И ты одна — небесное блаженство и все земные горести мои.»

Чаще всего причиной отрицательных эмоций бывает испытываемое лирическим героем чувство любви к женщине и невозможность быть с нею рядом («Не надо» и «Люблю» в жестоком поединке сошлись, а я ловлю солёные дождинки…»)

Однако в целом в лирике К. Скворцова явное предпочтение отдано эмоциям с положительной модальностью.

Любовь в творчестве К.Скворцова предстает как чувство альтруистическое: поделить (лихо), сделать для тебя, сердце отдатьЛюбимая, поделим лихо!..», « Что сделать для тебя…тебя одной…»).

Герой готов пожертвовать своими чувствами ради счастья любимой: «Когда ты будешь уходить — а это все равно случится — пусть счастья огненная птица расплещет крылья впереди!»

В результате анализа лирики поэта мы обнаружили связь семантического поля «Любовь» с другими семантическими полями, не имеющими непосредственного отношения к эмоциональной сфере человека, например:

с семантическим полем «Бессмертие»: бессмертный, бессмертие Любовь моя была бессмертной. Не умерла твоя любовь.», «И готов я поверить в бессмертье.»);

с семантическим полем «Время»: вечный, пора, бесконечный («…вечная Любовь не терпит суеты.», «Так не пора ли в золотую клетку великой и единственной любви?»);

с семантическим полем «Пространство»: мир, полземли, предел, граница, ограничениеКогда и нот еще не знал Париж, любимая, ты на весь мир звучала!»);

с семантическим полем «Болезнь»: боль, больно, больной, болетьБоль и нежность в глазах раскосых.»);

с семантическим полем «Надежда»: надежда, надеяться, пустой, больной, всепобеждающийНе утешай надеждами пустыми.»);

с семантическим полем «Жизнь/Смерть»: жизнь, жить, выжить, смерть, погибнуть, гибельныйЧто наша жизнь? Ничтожные мгновенья, случайность встреч и суета сует. И только смерть дает уединенье…»)

Метафорический способ представления концепта занимает значительное место в рассматриваемом ассоциативном поле. Наиболее устойчивым способом метафоризации оказывается уподобление чувства различным стихиям: огню, буре, урагану, воде (гореть, океан, волна): «Пусть любовь догорит, как свеча», «Что я теперь сказать тебе могу, когда опять один на берегу, когда твой голос жжет сильней огня?..».

В ряде случаев используются метафоры и другого свойства:

1) уподобление любви вину: пьяный, пьянить, бокал любви Когда Любви бокал не допит спасенье это иль укор?»);

  1. уподобление любви дороге, кресту: разверзнутая дорога, звонкая дорога, черный крест, крест, перекрёсток В твоей крови и крест, и сабантуй.»)

Любовь относится к жизненно важным чувствам: в ней заключен смысл жизни. Она дается человеку как особый дар. Основой любви является духовная близость. Но и любовь телесная, основанная на горячей склонности, близости двух любящих, прекрасна. Концепт «Любовь» в творчестве К.Скворцова предстает в качестве ведущего. Он связан с другими концептами, такими, например, как «Духовность», «Красота». Таким образом поэт утверждает высокие нравственные ценности.