О.Е. Чернова, Кандидат филологических наук, г. Магнитогорск

К концу XX века ведущие исследователи-лингвисты пришли к выводу, что язык нельзя считать независимой структурой, развивающейся без связи с культурой, историей, условиями жизни определённого народа и, главное, мышлением каждого отдельного носителя этого языка. Концентрация внимания на человеке как центре языковой действительности обусловила развитие новых направлений лингвистики, которые расширяют границы научных изысканий до изучения языка с позиции его участия в познавательной деятельности личности.   

В настоящее время проблема изучения лингвокультурных концептов и концептосферы является перспективным направлением науки о языке, поскольку при их описании учёные обращаются к темам, которые всегда были актуальны в отечественном языкознании: «роли человека в языке и роли языка для человека» [Кубрякова 2004: 11].

Лингвокультурный концепт предстаёт элементом национальной культуры в ментальном мире личности. Описание его содержания помогает воссоздать ценностные ориентиры и особенности мировидения носителя языка.

В качестве особой разновидности лингвокультурного концепта выделяется художественный концепт, являющийся своеобразной единицей сознания поэта. В художественных произведениях он может структурировать пространство текста в контексте индивидуально-авторской картины мира поэта и русской национальной языковой картины мира в целом. Выделение художественного концепта в стихотворениях позволяет понять духовный мир творца, расширить собственные знания о мире.

Описание содержания концепта «Урал» в творчестве К.В. Скворцова, являющееся целью нашей работы, – возможность знакомства не только с культурой родного края, но и с идейно-эмоциональным отношением поэта к судьбе Отечества.

На первом этапе анализа мы обратились к категориальным когнитивным признакам концепта «Урал», которые можно выявить при лексикографической интерпретации ключевой лексемы. «Словарная статья, как известно, отражает обобщенные знания «наивных» носителей языка о том или ином явлении. Именно в дефиниционной части статей раскрывается понятие, составляющее ядро концепта» [Чернова 2018: 37].

Слово «Урал» толкуется в словарях следующим образом:

1. «Территория между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами» [Русская энциклопедия: http].

2. «Название гор и берущей в горах свое начало реки, прежде называвшейся Яи́к» [Этимологический словарь Фасмера: http].

3. «Названье горного хребта и реки Яи́ка» [Словарь Даля: http]. 

Авторы «Лингвострановедческого словаря», расширяя данную информацию, дают культурологическую справку, в которой характеризуют развитие промышленности на Урале в 18 веке и в советское время, когда «Урал стал одним из индустриальных центров страны», описывают народные промыслы, перечисляют литературные произведения, песни, посвящённые Уралу [Лингвострановедческий словарь: http].

По данным словарей, «Урал» – ‘территория между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами’, ‘горный хребет’, ‘река’, ‘промышленный центр страны’.

К.В. Скворцов включает в понятие «Урал» дом, те места, где он рос, работал и бывал. Среди них г. Златоуст: Долина детства город Златоуст. Твои огни я помню наизусть. Здесь ждут меня с друзьями в старом доме («Златоуст»); Золотая верста. Конь крылатый над синею Русью, Дорогие места Златоустье моё! Златоустьё!.. («Златоустье»); группа горных хребтов Южного Урала Таганай: Меня встречает Таганай. Мне в мире места нет другого, Здесь колыбель моя и крест («Тесьма»); село Малояз: И почему так тянет нас В столицу детства, в Малояз («Журавлиный плёс»); гора Иремель: Но нам с тобою, брат Ильдус, Дороже нет родимых мест («Иремель») и др. Строки раскрывают поэтическое кредо поэта: его душа неразрывно связана с каждым уголком Урала, потому что в разные периоды жизни этот край повлиял на формирование внутреннего мира.

В стихотворении «Родина» отражается и историческая миссия поэта, состоящая в том, чтобы показывать неразрывное единство со своей землёй, чтобы воспевать красоту не только тех мест, где вырос, но и тех уголков, где удалось побывать: Я выйду по тропе подталой На полустанок небольшой. Не может Родина быть малой С такой великою душой («Родина»).

В поэтическом описании Урала важную роль играют образы родной природы: деревья (берёза, клён, ольха, черёмуха, рябина), хребты гор, реки, облака, травы и цветы, природные явления, животные и птицы: Мне другая земля никогда не приснится Потому, что в объятьях чужих городов Я летаю во сне беспокойною птицей Над вершинами сопок и сизых хребтов («Родина»); Средь гор крылатых Златоуста, Под синим взглядом Уреньги, Меня охватывает чувство, Что наше вечное искусство
Всего лишь на воде круги…
(«Средь гор крылатых Златоуста»); Сколько раз мы опять и опять Рай земной принимались искать. Мы искали его вдалеке, А он рядом на Белой реке («Баллада о Белой реке»); А я смотрю на Уреньгу Вершины всё ещё в снегу. А здесь в долине и в душе Цветёт черёмуха уже («Ранние цветы»); Жук-водомер, Чуть касаясь стеклянной воды, Лихо скользил, Оставляя, как лыжник, следы («Седьмой»).

Природа в стихотворениях К.В. Скворцова обычно представлена в движении: благоухают цветы, растут травы, спокойно текут реки, царственно высятся горы, храня в себе тайну мироздания. Такие картины, безусловно, уникальны. Они притягивают внимание читателя своей завораживающей живописностью. В то же время пейзаж не играет самостоятельной роли, так как он связан с эмоциональным состоянием лирического героя, который, созерцая спокойные виды Урала, переживает далекое прошлое, анализирует настоящее, задумывается о будущем, о том, что есть жизнь. Его выводы предельно конкретны. Наблюдение за природой, единений с ней – источник счастья: – Что это дар или неба извечный искус? – Это же счастье! – ответил, проснувшись, Ильдус, – Это всё то, без чего жить на свете нельзя! – Родина это, – невольно вдруг выдохнул я («Седьмой»).

Представление К.В. Скворцова об Урале является амбивалентным. С одной стороны, это пространство окрашено в светлые, радостные тона (голубые небеса, белый снег, белизна цветущей черёмухи, зелень трав и лесов), например: Но враз Такая синева открылась, Какой не знали отродясь! («Баллада о золотом корне»); Синь извечных небес. Луг зеленый и лес, Лебедь и голубая река, Всё здесь радует глаз – Так задолго до нас Мир раскрасила чья-то рука («Синь извечных небес, луг зелёный и лес»)

С другой стороны, это суровый, неприступный и иногда опасный край, испытывающий человека на прочность, но дающий приют и покой тем, кто смог покорить его: Туман над Иремелем, как всегда… Сквозь облака едва видна вершина… («Маяк»); Над Уральским хребтом Бились тучи, как чёрные птицы. Проржавевшее небо Набрякло от долгих дождей. [«Красная горка»].

В душе лирического героя неоднозначный образ Урала вызывает разные мысли о быстротечности жизни и непреходящих ценностях бытия. Но всегда пробуждает восхищение.

Стихотворения К.В. Скворцова насыщены топонимической лексикой. Она характеризуется богатым содержанием, поскольку всегда связана с экстралингвистическими сведениями, которые расширяют лексическое значение смысловыми компонентами, отражающими информацию о традициях людей, живущих на данной территории. Эти смысловые компоненты создают богатый ассоциативный фон, который обусловливает большие выразительные возможности топонимической лексики. Как правило, использование тополексем в художественном тексте связано с творческим методом, идейными задачами автора.

Многие географические наименования в стихотворениях К.В. Скворцова об Урале выполняют номинативную функцию, отражая связь с реальным миром, создавая правдивую картину действительности: А я смотрю на Уреньгу Вершины всё ещё в снегу («Ранние цветы»). Однако топонимы часто получают и эмоционально-эстетическую оценку, через которую передается неповторимая прелесть Урала и выражается любовь автора к изображаемому. Например, в стихотворении «Баллада о золотом корне» герой, оказавшись на вершине горы, обводит взглядом окрестности и видит величественные пейзажи: Кулисы жёлтая заплатка И Уса каждый поворот. Березяки, Кылы и Сатка, Мерцающие из болот. В тревоге голубою птицей Зюраткуль в небо взвился вдруг, И потянулись вереницей Хребты пернатые на юг. Еще не наделенный прытью, Затерянный иглой в стогу, Юрак невидимою нитью Перерезает Уреньгу… Он восхищается открывшейся ему красотой настолько, что говорит: На вздыбленном краю России Нас красота свела с ума. В поэтическом мире, созданном К.В. Скворцовым, лирический герой связан с родным краем. Урал источник его вдохновения, силы, стойкости. Путешествуя по разным местам своей малой родины, он находит ответы на главные вопросы бытия, осознаёт свое место в жизни.

Концепт «Урал» характеризуется такими семантическими полями, как ‘дом’, ‘населённые пункты’, ‘природа’, ‘родина’, ‘жизнь’. Все они связаны с лирическим героем, который является патриотом. Он всегда видит и чувствует внутреннюю силу и мощь родной земли. Потому Урал в индивидуально-авторской картине мира К.В. Скворцова существует не только как территория между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами, но и как место вдохновения, позволяющее понять смысл человеческого существования.