Галина СТРУГОВА,

кандидат филологических наук,

г. Челябинск

Умолчание (усечение, или прерванные конструкции) — «фигура речи, состоящая в экспрессивно-эмоциональном обрыве высказывания, предполагающем возможность для слушающего или читающего догадаться, что именно осталось невысказанным» (О. С. Ахманова).

Фигура умолчания — это структура, состоящая из материально выраженной (маркированной) и материально не выраженной (немаркированной) частей. Например:

Любое слово — лишь навет

На то, что было…

(«Сто девятнадцатый сонет»)

Эта фигура известна давно. В России о ней писали М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве по красноречию», П. С. Коган в «Теории словесности» и др. Но объектом научного изучения усечённые конструкции стали сравнительно недавно (начиная с 70-х годов XX века). Исследовались они в общем плане такими учёными, как И. В. Артюшков, А. П. Сковородников, Е. Н. Соловьёва, А. А. Цой и др. Изучение велось в основном на материале прозаических произведений. Поэтические же тексты почти не привлекались. Этот пробел мы попытались частично устранить на материале лирики К. В. Скворцова.

По нашим наблюдениям, умолчание — излюбленная стилистическая фигура лирических текстов К. В. Скворцова. Оно имеет место в большинстве его стихотворных текстов. Графическими средствами этой фигуры являются многоточие (отточие), тире, сложные знаки: !.., ?..

Я тоста не произношу,

Хотя давно вино налито…

(«Со мною ты иль не со мной…»)

Мы незаметно перешли на «ты»…

……………………………………..

И проступила кровь через бинты!

(«Кричишь глазами, мучась немотой»)

Ничто не вечно на земле.

Ты — тень моя, пока есть солнце.

(«Тень»)

Всё проходит. О, нет!.. Ничего не проходит —

Утоплю всех княжон и оставлю одну!..

(«Кукушка»)

В окно стучится ветка.

Нужна ли декабрю

Сентиментальность эта?..

(«Тёплый дождь»)

Усечённые конструкции довольно сложно классифицировать по каким-либо признакам, хотя классификации возможны: семантическая, структурная, функциональная.

С семантической точки зрения можно выделить три типа подобных конструкций: 1) с высокой степенью информативности немаркированной части; 2) со слабой степенью информативности немаркированной части; 3) промежуточные.

В усечённых конструкциях первого типа немаркированная информация обладает значительной степенью определённости, вплоть до полной прозрачности. Таких конструкций большинство.

Примеры:

Всё, видно, ветшает на свете,

И только могилы свежи…

(«Переделкино»)

Мы встали. Мы идём.

Да, знать, не с той ноги…

(«Свеча»)

Вот и падает снег

На поля не спеша…

Пусть недолог наш век,

Но бессмертна душа …

(«На горячем ветру»)

Опять Ростов и Запорожье,

Опять такси и чемодан…

(«Тот вечер»)

А поезда всё мимо, мимо…

Но ей и это не беда.

(«Станция Пустошка»)

Мне жизнь:

То — радостью, то — болью…

(«Окно, распахнутое в ночь»)

В усечённых конструкциях второго типа немаркированная часть допускает несколько вариантов осмысления или вообще не допускает никаких. Например:

Простишь, когда поймешь…

И вздрогнешь, как в испуге,

Заслышав тёплый дождь

В продрогшем Петербурге.

(«Тёплый дождь»)

Пустую землю эту возлюбя,

Я счастлив, как у золотого клада…

Но ты не веришь… Что же, на себя

Чужую душу примерять не надо.

(«Сидит ворона, что-то теребя»)

К промежуточному типу следует отнести усечённые конструкции, которые функционируют в роли заголовков. В самих заголовках немаркированная часть весьма неопределённа, но она легко восстанавливается из текста стихотворения. Например, значение усечённой части заголовка стихотворения К. Скворцова «Горько…» восстанавливается частями — в двух строках из каждой строфы:

Ох, весна! Ох, распутница,

Ты меня не зови.

В моём сердце распутица

И ни слёз, ни любви.

…………………………….

Бирюзою рассвечена,

Поднялася трава…

С нелюбимым повенчана,

Ни жива, ни мертва.

……………………………..

Прибежала бы шавкою

На твоё на крыльцо.

Да схватило удавкою

Золотое кольцо.

Интересно также стихотворение с усечённым общим заголовком «Мне снятся сны…» Конкретизация же снов представлена в трёх строфах, состоящих из восьми строк. Пример третьей строфы:

Мне снятся, и, я надеюсь, неспроста,

Святые лики на седых знаменах.

И золотые пчёлы на цветах,

И белые кувшинки на озёрах.

И жаворонок падает в поля,

Чтоб снова в небо чистое вернуться.

Мне снится мать воскресшая моя.

Мне снится жизнь, и я боюсь проснуться.

Исследователи тоже не предлагают каких-либо структурных классификаций усечённых инструкций. И это не случайно, так как их немаркированная часть в большинстве случаев допускает разные варианты.

На наш взгляд, возможна и интересна классификация усечённых конструкций на основе учёта позиции немаркированной части по отношению к маркированной. Здесь чётко прослеживаются четыре типа усечённых компонентов:

  1. постпозиционные,
  2. интерпозиционные,
  3. препозиционные,
  4. препозиционно-постпозиционные.

По нашим наблюдениям, в лирических текстах К. Скворцова наиболее частотно постпозиционное усечение высказывания.

Примеры:

И не попасть нам никогда

Туда, где радость полной чашей…

(«Часы»)

Судьба моя то — вскачь, то — волоком…

(«Всё ходим мы вокруг да около»)

Раскачивает время нас. И как!..

(«Не ведая превратностей любви»)

Но я стою, обескуражен –

Тебя не тронули года…

(«Сменился сумрак ночью светлой»)

Интерпозиционное усечение высказывания встречается реже, чем постпозиционное.

Примеры:

Ах, люди, люди!.. Человеки,

Сколь ни учи вас — всё не впрок.

(«Альт, барабан и контрабас»)

Плачь, плачь…Верещи, моя птица,

Защиты у Бога проси.

(«Переделкино»)

Так выпьем!.. Ещё неизвестно,

По ком там сегодня звонят.

(«Переделкино»)

Ловлю… А дождь прошёл.

Его как не бывало.

(«Тёплый дождь»)

Ещё реже наблюдается препозиционное усечение, например:

Глухо совы заохали

У меня на пути.

То ль податься в монахини,

То ль в министры пойти?!

(«Горько…»)

Случаи препозиционно-постпозиционного усечения единичны. Примеры, обнаруженные нами:

Вот и падает снег

На поля не спеша…

(«На горячем ветру»)

Ночью в небе затеплится свечка,

Месяц выплывет, тощ и лобаст…

(«Голавль»)

Купальщица пригрелась на ладонях,

Обсохла и на ветки не летит…

(«Купальщица»)

Совершенно очевидно, что тот или иной стилистический прием для читателя приобретает определённую ценность, если ясна его роль в тексте. Наши наблюдения показывают, что фигура умолчания в поэтическом тексте многофункциональна. Основные её функции: имитация разговорной речи, экономия речевых средств, фиксация внимания читателя на главном, которое приводится в маркированной части; побуждение к восстановлению пропущенных звеньев в стихотворном тексте.

В лирике К. В. Скворцова, кроме отмеченных основных функций, фигура умолчания выполняет и многие другие.

— Помогает передать эмоциональное состояние героя, его чувства (радость, гордость, печаль и пр.). Например:

Сменился сумрак ночью светлой.

Любимая, мы вместе вновь…

(«Сменился сумрак ночью светлой»)

Но как огромен Человек,

один работающий в поле!..

(«В безлюдье шумных городов»)

Как дружили мы с музами,

Только пыль от винта…

(«По грибы ли, по ягоды»)

Время уносит родных, как когда-то война…

(«Плач по матери»)

Вставайте, мужики,

Нас так осталось мало!..

(«Не жди благих вестей»)

— Является условным знаком причинно-следственных отношений:

Так выпьем!.. Ещё неизвестно,

По ком там сегодня звонят.

(«Переделкино»)

Но погодите!.. Недолго, недолго осталось.

Аплодисменты и пули уже сочтены

(«Четыре стены»)

Ох весна! Ох, распутница,

Ты меня не зови…

В моём сердце распутица

И ни слёз, ни любви.

(«Горько…»)

— Указывает на возможность продолжения перечисляемого ряда:

А жизнь пуста, как древний Колизей.

Ни боли, ни восторга, ни шагов…

(«Не ведая превратности любви»)

И до зари, крадущейся по-лисьи,

Всё спрятано: и красота, и мысли…

О, Господи! Дались же мне цветы!

(«Не вечна красота, восторг же вечен»)

— Играет роль «переключателя» при переходе к мысли, далекой от предыдущей:

Всё ходим мы вокруг да около,

В любви не ведая примет…

И фиолетовое облако

Мне вдруг затмило белый свет.

(«Всё ходим мы вокруг да около»)

О Господи, не дай сойти с ума,

Хотя к тому, ты видишь, есть причины…

Я жду весну, а на дворе зима,

И на столе мужик чего-то чинит.

(«Я жду весну, а за окном июль»)

— Выражает нежелание назвать вещи своими именами:

Со стен

«Пейзажи деревенские» —

Мальчишек творчество…

Прости —

Вот на перилах имя женское

И…

Не решусь произнести.

(«Лестница»)

— Используется для мобилизации внимания и воображения читателя:

Торжественно и ни о чём

Пел хор… И уходил свечой

Дым в небо, тая в круговерти

Тайги…Ненужная, как смерть,

Пришла — лишь руки обогреть…

И не ушла до самой смерти.

(«Вошла нежданная, как смерть»)

— Является сигналом читателю для размышления над выраженным желанием или мнением автора:

Пусть будет Слово и в Конце,

Как было Слово и в Начале…

(«Прости, Господь, моих друзей»)

Нарисованные лебеди…

Ах, охотники… вы — нелюди!..

(«Лебедь белая»)

Но убивших любовь ждёт другой — Высший суд.

………………………………………………..

Что мы скажем, когда нас туда призовут?

(«По планете несётся шальная вода»)

— Выполняет рекламную функцию в позиции интригующего усечённого заголовка в стихотворениях «Горько…», «Мне снятся сны…», «Там, на речке…», «Ангелы, ко мне…», «Зажги любимую свечу!..» и др.

— Употребляется в риторических вопросах и риторических восклицаниях для активизации внимания читателя и привлечения его к сотворчеству:

И что светлей: улыбка ваша

Иль над могилою слеза?..

(«Когда, сбивая общий ритм…»)

Как мне жить, а не маяться?

Как любить, не греша,

И чтоб взор не туманился,

И чтоб пела душа?..

(«Горько…»)

За что ж теперь

мне этот праздник дан —

Звучать Словам…

Звучать непобедимо.

Зачем

ты к новым мукам возродила

души моей разрушенный орган?..

(«Я различал едва твои слова»)

Я уйду,

Не сказав вам привычно: «Пока!..»

(«Всё проходит»)

От глаз зовущих в лес я убегал,

А попадал в твои шальные руки!..

(«Как год назад, горит моя свеча»)

Зажёг любимую свечу,

И вот

Плачу

Самосожженьем!..

(«Зажги любимую свечу!..»)

Я с одной поистине ничтожен,

С другою —

И возвышен, и велик!..

(«Мне рано жизни подводить итог»)

Мы отметили наиболее значимые функции фигуры умолчания в лирике К. В. Скворцова. Есть, конечно, и другие. Они могут быть предметом специального, более объемного исследования.

Таким образом, умолчание — это яркая полифункциональная фигура лирических текстов К. В. Скворцова. Её использование сообщает тексту характер непринуждённости, создаёт иллюзию разговора с читателем, делает письменную речь более похожей на разговорную и тем самым иллюстрирует процесс демократизации синтаксического строя современной художественной речи.